Культурно-образовательный проект «Три ратных поля России в Сургуте» стал “визитной карточкой” Сургута и направлен на изучение исторического прошлого нашей страны и его осмысление.
Проект направлен на изучение трех важнейших событий военной истории России – битв на Куликовом, Бородинском
и Прохоровском полях, где были одержаны решающие победы, оказавшие влияние на судьбу страны. Эти символические события способствовали пробуждению и росту национального самосознания российского общества, его духовному развитию и сегодня служат неисчерпаемым источником чувств гордости и уважения к самоотверженности, любви к Отечеству и подвигам предков.
Создание единого образовательно-воспитательного пространства, способствующего развитию у обучающихся познавательного интереса к изучению истории России, воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», стратегического направления развития муниципальной системы образования города Сургут – «Внедрение современных методов и технологий обучения и воспитания» предлагаются современные подходы к воспитанию и гражданскому образованию, профилактике экстремизма в школьной среде и формируются практики духовно-нравственного воспитания, становления гражданской активности детей, воспитания межнациональной гармонии, терпимости и взаимного уважения.
Департамент образования Администрации города Сургут
Куратор мероприятий проекта
Муниципальное автономное учреждение «Информационно-
организационный центр»
Федеральные музеи -заповедники, учреждения высшего образования и среднего профессионального образования, градообразующие предприятия, учреждения культуры, Сургутское Благочиние.
Учащиеся, педагогические работники, родители (законные представители) муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города.
Обращение к страницам славного героического прошлого нашей страны является основной составляющей проекта, в рамках которого процесс изучения истории для учащихся становится привлекательным благодаря не стандартным, интерактивным форматам мероприятий проекта.
Популяризация изучения отечественной истории и культуры на основе системно-деятельностного подхода, привлечение учащихся, родителей (законных представителей), педагогов к изучению и осмыслению важнейших событий военно-исторического прошлого России
Обобщение и диссеминация инновационного педагогического опыта муниципальных общеобразовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города, в сфере духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, направленную на углубленное изучение периодов, событий, персоналий, сопутствующих историческим победам на ратных полях России
Каждый сезон проекта рассчитан на календарный год, на протяжении которого школьники, изучая историю трех ратных полей России, участвуют в викторинах и играх, посещают тематические экскурсии, моделируют исторические события, исследуют их и участвуют в реконструируемых сражениях, спецоперациях и театрализованных инсценировках.
Основные индикаторы реализации проекта для учреждения - участника
доля учащихся, вовлеченных в проект, от общей численности учащихся образовательного учреждения - участника проекта
доля педагогов, вовлеченных в проект, от общей численности педагогических работников образовательного учреждения - участника проекта
число родителей (законных представителей), участников проекта вовлеченных в проект
общее количество мероприятий, организованных в рамках проекта в образовательном учреждении - участнике проекта
положительная динамика развития познавательного интереса к изучения отечественной истории и культуры, осмыслению важнейших событий военно-исторического прошлого России
уровень сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий критерии)
увеличение количества педагогов общеобразовательного учреждения, участвующих в обобщении и диссеминации педагогических практик в сфере духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся
увеличение численности учащихся занимающихся учебно- исследовательской и проектной деятельностью, направленной на углубленное изучение периодов, событий, персоналий, сопутствующих историческим победам на ратных полях России
уровень сформированности гражданской идентичности обучающихся, участников проекта
В реализацию проекта вовлечены представители разных возрастных категорий населения, он охватывает всю территорию города Сургут, объединяет общеобразовательные учреждения, общественные и административные структуры города
Четко выстроенная работа с различными ведомствами, в том числе учреждениями культуры, общественными организациями позволяет ежегодно увеличивать количество социальных партнеров проекта
За годы существования проект неоднократно менял подходы к реализации. Изменялись возрастные категории участников и форматы событий и мероприятий: 2013-2017 годы – направление «Ратники» для учащихся 8-11 классов; 2018-2019 годы – два направления: «Ратники» для учащихся 8-11 классов и «Небывальцы» для учащихся 3-8 классов; 2020 год – системообразующий проект с реализацией индивидуального образовательного маршрута.
Максимальное количество участников
2013-2017 гг. - направление "Ратники" — 4 общеобразовательных учреждения
2018-2019 гг. направление "Ратники" и "Небывальцы" – 12 общеобразовательных учреждений
2020 -2023 гг. – по 37 общеобразовательных учреждений в сезон, более 53 тысяч учащихся